С рождения и до пяти лет дети покоряются только тоталитарной власти, непререкаемому авторитету, конкретной власти
. Когда ребенок начинает ходить, он начинает все трогать, ему бесполезно говорить о том, что за него умер Иисус. Ты просто берешь какой-нибудь прутик и бьешь по рукам, чтобы он не трогал телевизор. Это нормально, ты дисциплинируешь ребенка. Когда ему уже четыре года или пять лет, он начинает разговаривать, и ему нельзя то или это, ты не даешь объяснений, почему нельзя, просто говоришь «я так сказал!».
Ты ничего не объясняешь, потому что это инфантильность, и он подчиняется только конкретному авторитету. От пяти до пятнадцати лет мы урезониваем детей. Мы выявляем причины, чтобы они поняли. Мы проводим какие-то линии, границы в их жизни - это делать нельзя, а это делать можно. А детям хочется веселой жизни.
Бог веселую жизнь не отменял, Он провел черту и сказал, что веселая жизнь есть в раю, всё позволено, но не полезно пересекать эту линию, потому что ты умрешь. И мы также объясняем своим детям, что мы ставим границы в их жизни, не потому что мы не хотим, чтобы они радовались, но чтобы не умерли. Нельзя приходить после десяти вечера, потому что мы не просто хотим ограничить тебя от ночной интересной жизни, а чтобы ты не умер. Начинает проявляться мятеж.
Мы пытаемся урезонить ребенка, пояснить ему причины. И если эти причины работают, то все нормально. Не случайно, например, в США в тринадцать лет перед колледжем ребенка тестирует на взрослость, в том плане насколько он понимает причины и логически их воспринимает.
С пятнадцати до двадцати пяти лет – это время, когда дети уже выучили, что такое добро и зло, когда они уже узнали границы, проведенные в их жизни родителями. Если вы не проявите раньше тоталитарную власть и не поясните, что с крыши прыгать плохо, то ребенок спрыгнет, и его остановит только асфальт. В этот временной отрезок (от пятнадцати до двадцати пяти лет) это уже выучивается, и эти принципы не нарушаются. Таким образом, происходит возрастание.
И если к двадцати пяти годам человек не пришел к тому, о чем я говорю, то у него единственный выход – опять покоряться тоталитарной, беспрекословной власти, потому что по-другому он жить не умеет. Либо тюрьма, либо кто-то, кто будет надзирать за ним, либо какая-то боль. Он ведется только непрекословными авторитетами. Поэтому Библия говорит нам о том, что детские дела нужно оставить, чтобы вестись законами Божьими.
Я хотел бы дать некоторые характеристики детства, которые надо оставить, пресечь. Найти эту инфантильность, чтобы пресечь ее и вырасти.
1. Дитя – это центр своего мира, центр Вселенной.
2. Дитя не воспринимает нужд других людей.
3. Дитя – это вспышки настроения.
4. Дитя не способно понять мотивы и причины.
5. Дитя ведет себя безответственно.
6. Дитя подчиняется только авторитарной власти.
Ребенок утверждается посредством комплиментов от других людей. Сказали, что у тебя что-то получается, тебе хорошо, а сказали, что плохо получается – у тебя плохое настроение. Это инфантильность. Дети воспринимают кто они, смотря на других. Они не умеют еще видеть себя, причины и принципы жизни.
Зрелость не приходит с годами, но с принятием ответственности за свои действия.